Важские узоры. Прялки

Интересно, что самым известным предметом, характеризующим важскую роспись (и северную вообще), – стала прялка.
Самые ранние датированные расписные прялки, дошедшие до нашего времени, относятся к шестидесятым годам XIX века.

К концу XIX века существенно увеличилось количество изготавливаемых важских прялок и маляров, их расписывающих, а подлинным расцветом их производства можно считать 20-е года XX века. В тяжелые 30–40-е годы это ремесло постепенно угасло.
К началу двадцатого века окончательно сформировался особый стиль шенкурской росписи, и образовались четыре ее центра: шеговарский, едемский, паденьгский и глубоковский.
Расписные прялки Поважья отличаются яркостью, узорностью, декоративностью.
Цветовая гамма важской прялочной росписи широка: от зеленовато-золотистых оттенков до тёмно-оливковых. Яркие краски - например, красная охра - появляются позже. Устойчивым мотивом на прялках являются солярные символы, первоначально связанные с солнцем, небом и грозой. В росписи Поважья солярный знак претерпевал постоянное развитие: он трасформировался в кувшин или вазу; самовары (как символ достатка в семье). С начала XX века самовар сменил цветок или геометрическая розетка; а затем наступила очередь советской символики.

 

 

 

 

 

Дополнительная информация