В июне состоялось очередное заседание экспертной фондово-закупочной комиссии, где решались вопросы о приеме в фонды музея культурных ценностей, переданных в дар жителями г. Вельска и Вельского района – Антоновской Т. А. , Барановой Л. Л., Залалеевой И. А., Кашиной Н. А., Кукушкиной Т. П., Цаплиной Т. Н., Юдиной Э. В. (г. Вельск), Аболтиной Л. А. (п. Кулой), Гороховым А. Д. (д. Петухово) и Климентовой В. И. (д. Горка Муравьевская). Собрание музея пополнилось редкими фотографиями, документами, рукописными материалами, вещественными источниками, среди которых столярные инструменты первой половины XX века, столовая и чайная посуда начала – второй половины XX в., женские и мужские головные уборы 1950–1980-х гг. и др.
Коллекцию головных уборов передала в музей Кашина Нина Анатольевна, жительница г. Вельска, учитель русского языка и литературы Вельской средней школы № 1 в 1990–2014 гг. Благодаря ей на протяжении нескольких лет фонды музея активно пополняются предметами, ярко иллюстрирующими советскую эпоху. Коллекции женских и хозяйственных сумок, женские и мужские аксессуары, детские игрушки и настольные игры, посуда, предметы детской, мужской и женской одежды, книги – вот неполный перечень того, что уже передано в музей Ниной Анатольевной.
С большим интересом рассматривали члены экспертной комиссии образцы мужских и женских головных уборов, которые когда-то были модными аксессуарами и принадлежали родителям дарительницы, представителям городской интеллигенции, – Алексеевым Анатолию Ивановичу и Галине Павловне. Особое внимание привлекла женская полушляпка, сшитая из бархатной ткани, драпированная по краям вуалью и декорированная в задней части бантом. Такого рода головные уборы вошли в моду в СССР в середине 1950-х гг. и получили странное название «менингитки». Что же они из себя представляли и почему так назывались?
Особенность таких шляп заключалась в том, что они закрывали голову не полностью, а только ее часть, не доходя до ушей. История их начинается в 1941 году с творения американского дизайнера французского происхождения Лили Даше, а толчком для развития такого дизайна послужила Вторая мировая война. В этот период приобретать ткань и декор было достаточно сложно, а правила хорошего тона требовали от дам появляться в обществе в шляпке. Ткань приходилось расходовать очень экономно – так и родилась идея создания «урезанного» варианта шляпки.
В нашей стране с модными тенденциями знакомились с опозданием, и все же к середине 1950-х гг. Советский Союз узнал о новом стиле, и полушляпки стали прекрасным дополнением к женским нарядам. Носить такую шляпку зимой было довольно опасно – можно было заболеть менингитом, поэтому шляпку быстро окрестили «менингиткой», и это название прочно закрепилось за этой моделью.
Теперь такая модель полушляпки займет достойное место в музейной коллекции, чему мы несказанно рады!
На фото: Полушляпка женская. СССР. 1950-е гг. Принадлежала Г. П. Алексеевой. Передана в дар музею Кашиной Н. А. (г. Вельск).