В научном архиве музея долгие годы хранится очень интересная фотография. На ней изображен трактор СТЗ 15/30. На тракторе сидят три человека. На оборотной стороне снимка, сделанная рукой неизвестного: «На долгую память Вите. Снимались в июне 1933 г. на тракторе "Интернационал" Пышкин, Никулин и Фомин». Нам удалось выяснить, что на снимке изображены одни из первых трактористов в Вельском районе Фомин П. (слева) и Никулин А. (справа), а в середине – Пышкин В., мастер по ремонту первых советских тракторов.
Колесный трактор СТЗ 15/30 выпускался с 1930 г. Сталинградским тракторным заводом и с 1931 г. Харьковским тракторным заводом. Всего было выпущено 390 500 тракторов. Трактор предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, привода стационарных машин.
Трактор был разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени «Интернационал Мак-Кормик Диринг 15/30», выпускавшегося американской компанией «International Harvester».
Сотрудники музея обращаются ко всем, кто имеет какую-либо информацию об этих замечательных людях, прийти или позвонить в краеведческий музей и поделиться своими воспоминаниями!

Вельская лесохимическая профтехшкола была организована 1 декабря 1927 г. В 1928 г. для занятий школе было выделено двухэтажное кирпичное здание на улице Дзержинского. До революции 1917 г. этот дом принадлежал купеческой жене Анне Николаевне Пешковой.
До января 1931 г. она называлась учебно-производственной школой-мастерской, а с января была реорганизована в профтехшколу. Школа готовила квалифицированных рабочих и мастеров лесохимического промысла. Обучение в школе продолжалось 3 года. Комплектование обучающихся производилось из «батраков, бедняков и середняков-колхозников». Учащиеся принимали в школу с образованием 4 класса и в возрасте от 14 до 20 лет. Например, в сентябре 1931 г. приступили к обучению на 1 курсе 40 человек, среди них 32 мужчины и 8 женщин. По социальному составу они распределились следующим образом: батраки – 8, бедняки -14, середняки – 11, из детского дома – 7, по возрасту: 15 лет – 5, 16 лет – 10, 17,18 лет – 10, 19 лет – 5, старше 20 лет – 10.
С 1927 г. по 1931 г. заведующим школой был И.М. Дербин, с 1931 г. – А.А. Выморков. Школа не имела своих преподавательских кадров, учителя Вельского техникума работали в школе по совместительству. В начале 1930-х гг. в школе преподавали: Макаров В.В. (природоведение), Редин А.А. (обществоведение, родиноведение), Орлов Борис Александрович (химия), Попов И.И. (математика), Губин В.А. (инструктор по лесохимии), Стрельникова Л.И. (инструктор по химпроизводству). Производственную практику учащиеся проходили в Пежемском лесохимическом товариществе, на спирто-порошковом и Аргуновском заводах.
После окончания обучения специалисты направлялись на работу в Вельский лесохимсоюз.

В 1902 г. житель Вельска Алексей Адольфович Сицинский, «видя около себя совершенно забытых всеми глухонемых детей, учитывая в дальнейшем неприспособленность их к жизни, вполне понимая (будучи сам глухонемым) всю тяжесть их положения, руководимый сердечным желанием помочь, – организовал у себя на дому небольшую школу для 4 глухонемых детей». Так в Вельске появилась школа глухонемых.
В 1908 г. Сицинский обратился в Вельское уездное земское собрание с предложением увеличить количество обучаемых в школе до 10 человек и просил для этого 500 рублей. Город выделил для школы здание земской библиотеки. После революционных событий 1917 года школа размещалась в двухэтажном деревянном доме Сухарева на Знаменской улице (ныне улица Карпеченко).
В 1936 г. школу перевели в деревню Вороновская (ранее – Нижнее Заборье) Усть-Вельского сельсовета, директором назначили Марию Александровну Базанову. В 1937 г. в четырех классах школы обучалось 38 детей. Общежитие располагалось в деревне Горка Муравьевская в доме Цехановича, там же находились столовая, швейная и столярная мастерские.
В школе работали замечательные люди, которые, не имея специального образования и оборудования, готовили глухонемых детей к взрослой жизни. Это учителя С. Шептаева, Л. Островская, А. Дьячкова, С. Вергановская и воспитатели Е. Проурзина, М. Макарьина (Золотилова), Т. Кирилловская.
В годы Великой Отечественной войны ученики и преподаватели школы работали в колхозе на уборке урожая. Они заготовляли ягоды и передавали их курсантам Ленинградского военно-ветеринарного училища, которое было эвакуировано из блокадного Ленинграда в Вельск.
В 1943 г. школу из Вельского района перевели в Приморский район Архангельской области.

Аргуновский лесохимический завод имени П.С. Кузнецова – первое промышленное предприятие, построенное Вельским лесхимсоюзом. Завод был возведен на средства, накопленные лесохимическими объединениями без помощи государственного бюджета. Решение о строительстве завода было принято еще в 1925 г. На правом берегу р. Вага, вблизи д. Аргуновская, стоял завод, принадлежавший купцу Емельянову. На его месте и начали строить новый завод современного типа, который бы обеспечил переработку возрастающего количества лесохимического сырья – серы-барраса, живицы, скипидара-сырца хорошего качества.
Здание нового Аргуновского завода срубили из бревен. В нем разместились канифолеваренное и скипидарно-очистное отделения. У завода была своя механическая мастерская, контора, красный уголок и столовая-чайная. Сырье поступало на завод по рр. Вель и Вага. Артели использовали весенние паводки и сплавляли свою продукцию к заводу на ведилах – плотах из сухих еловых слег. Выработанную заводом продукцию отправляли в Архангельск водным путем.
В 1927 и 1930 гг. Аргуновский завод дважды горел. Пожары уничтожали здания и продукцию. В 1931 г. началось строительство кирпичного здания завода. Проект и смету строительства завода составил инженер А.Ф. Киблер. Он же был руководителем строительства вместе с техником-прорабом И.Н. Кудряшовым. Новый завод был пущен в работу в 1935 г. накануне праздника Великого Октября. К 1936 г. завод перерабатывал в сутки до 12 тонн живицы, 12 тонн серы и 10 тонн скипидара.

В начале 1930- х гг. стране требовалось много леса, являвшегося тогда не только строительным материалом и сырьем для химической промышленности, но и одним из главных видов топлива.
В 1930 г. был организован общесоюзный государственный трест по заготовке и снабжению топливом г. Москва – «Мосгортоп», который стал одним из крупнейших в стране лесозаготовительных трестов. Ему принадлежали лучшие леспромхозы средней полосы и южной части Северного края.
В августе 1931 г. Вельский леспромхоз треста «Северолес» перешел в систему треста «Мосгортоп». Управление леспромхоза до июля 1939 г. находилось в Вельске.
Районом деятельности Вельского леспромхоза треста «Мосгортоп» стали лесные массивы в районе строящейся железнодорожной ветки Коноша – Вельск от станции Подюга до станции Синега. В состав леспромхоза вошли следующие лесопункты: Синега (1-й участок), Куваш (2-й участок), Усть-Шоноша (3-й участок), 54 км (4-й участок), Подюга (5-й участок) и 52 км (6-й участок). Начиная с октября 1931 г. заготовляемый леспромхозом лес стал вывозиться к линии железной дороги. Первые вагоны с лесом были отправлены в Москву с лесопункта Синега.
В то время в леспромхозе работал Иван Дмитриевич Глотов, бригадир сквозной бригады, инициатор стахановского движения в Вельском районе.

В 1942 г. по территории Вельского района, от станции Синега на Воркуту, прошла Печорская железная дорога. Днем и ночью на участке Воркута – Котлас – Вельск – Коноша шли поезда с воркутинским углем и северным лесом. Но однопутная Печерская магистраль не справлялась с перевозкой огромного потока грузов, требовались вторые пути. Их строительство было предусмотрено шестым пятилетним планом на 1956 – 1960 гг.
В 1954 г. управление Печерстроем разделилось на два управления: Северо-Печерское и Южно-Печерское.
Управление строительством Южно-Печерской железной дороги располагалось в Вельске. Оно вело строительство вторых путей на участке от станции Коноша до станции Урдома протяженностью 501 километр. Летом 1956 г. началось строительство двух новых путей от Вельска до Коноши, которые были короче существующей дороги и с лучшими эксплуатационными условиями. По призыву партии и правительства на строительство прибыло свыше двух тысяч комсомольцев из Ленинградской области, Прибалтики, Чувашии, Мордовии. Строительство вторых путей Печерской магистрали было закончено досрочно, в 1959 г. В этом же году, Печерская железная дорога вошла в состав Северной железной дороги.

В октябре 1933 г. в Вельске было организовано Вельское агентство «Союзтранс», которое занималось перевозкой грузов гужевым транспортом по территории Вельского, Устьянского и Ровдинского районов. Большую часть грузов перевозили со ст. Верхняя Синега до г. Вельск. К 1935 г. в «Союзтрансе» «трудилось» 1200 лошадей. Пассажирских перевозок организация не производила.
Первые автомобили марки ЗИС-5 поступили на предприятие в конце 1935 г., а в 1936 г. в автопарке появились автомашины ГАЗ-АА. С пополнением автопарка потребность в гужевом транспорте отпала и «Союзтранс» был переименован в «Автоконтору».
В 1954 г. в Вельске было организовано автобусное сообщение. На городских маршрутах с 6.00 ч. утра до 02.00 ч. ночи работало шесть автобусов. Спустя десять лет количество автобусов увеличилось до 59.
В 1963 г. Вельская автоконтора была переименована в «Автохозяйство», а в 1967 г. в автобусное предприятие.
На 1 января 1970 г. автопредприятие имело 73 грузовых автомобиля и 67 автобусов, которые осуществляли перевозку грузов, почтовой корреспонденции и пассажиров в Вельском, Шенкурском, Устьянском и Верховажском районах.

В научном архиве музея хранится неприметная папка с надписью: «Попова Е.Ф., механизатор 1937–1947 гг.». В ней хранятся фотографии, документы, рассказывающие о жизни замечательной женщины – Елены Федоровны Поповой, первой женщины-трактористки в Вельском районе.
Из воспоминаний Елены Федоровны: «По призыву Паши Ангелиной я решила стать трактористом».
В 1937 г. молодая девчонка Елена Попова окончила курсы трактористов при Вельской машинно-тракторной станции. «И сразу же поехала пахать. Сначала было очень трудно, потом постепенно освоила, привыкла к шуму мотора, но бывало еще без сноровки, трактор часто буксовал, зарывался, а потом постепенно научилась и легко управляла трактором».
Когда началась Великая Отечественная война, Елена заканчивала двухгодичную школу механизации. После успешной сдачи экзаменов в августе 1941 г. ее назначают заведующей ремонтной мастерской Вельской МТС.
Шла война. Мужчины-механизаторы ушли на фронт, их место заняли женщины и девушки. Весной 1942 г. в Вельской МТС была организована первая женская тракторная бригада. Под руководством Е. Поповой на полях четырех хозяйств Усть-Вельского сельсовета работало четыре трактора марки ХТЗ. Трактористки Евгения Непомилуева, Екатерина Цаплина, Юлия Петрова, Александра Гусельникова добивались высоких производственных показателей. Было очень трудно. В то время, тракторы Харьковского завода были без кабин, девушки пахали под палящими лучами солнца, в дождь, работали подряд по две смены. В 1943 г. женская тракторная бригада была награждена переходящим Красным знаменем.
Елена Федоровна проработала в Вельской МТС 12 лет. Выйдя на пенсию, ее часто посещала мысль: «Эх, поработать бы на современных тракторах, да годы уж ушли...».

Фотография групповая на фотографическом бланке «Выпускники Вельской школы механизации сельского хозяйства. Выпуск 1941 г.». Г. Вельск. 1941 г. Фотобумага матовая, картон; печать фотографическая, тиснение, приклеивание. 16,8 х 22 см (фотография), 19,7 х 25,3 см (фотографический бланк). Поступила от Ю.Б. Кононовой в 1983 г.

Фотография групповая на фотографическом бланке «Митинг крестьянок Вельского уезда и городских делегаток». Г. Вельск. 8 марта 1925 г. Фотобумага матовая, картон; печать фотографическая, тиснение, приклеивание. 16 х 23 см (фотография), 22,5 х 30 см (фотографический бланк). Поступила от К.А. Соловьевой в 1940-х г.

Фотография групповая «Группа учащихся Вельской медицинской школы». Г. Вельск. 1939 г. Фотобумага матовая; печать фотографическая.
8,7 х 13,4 см. Поступила от А. Н. Ждановского в 1981 г.

Фотография групповая «Выпускники Вельского педагогического училища. 1940  ̶  1941 гг.». Г. Вельск. 1941 г. Фотобумага матовая; печать фотографическая. 16 х 21,8 см. Поступила О.И. Дмитриевская в 1987 г.

Фотография групповая «Попова Лидия Михайловна, начальник эвакогоспиталя № 2519, с дочерью Надеждой». 1944 г. Фотобумага матовая; печать фотографическая. 11,5 х 17,1 см. Поступила от Надежды Михайловны Будиловой в 2005 г

Фотография групповая «Потехина Антонина Павловна с боевой подругой». 1944 г. Фотобумага матовая; печать фотографическая.
7,7 х 11 см. Поступила от А. П. Потехиной в 1986 г.

Фотография групповая «Раненые, находящиеся на лечении в эвакогоспитале № 2519 г. Вельска. 1941 г.». Г. Вельск. 1941 г. Фотобумага матовая; печать фотографическая. 11 х 16,2 см. Поступила от А.П. Ашубиной в 2005 г.

Фотография групповая «Группа работников лесной промышленности треста «Мосгортоп» Вельского леспромхоза». Г. Вельск. Конец 1930-х гг.
Фотобумага матовая; печать фотографическая. 17,7 х 23, 3 см. Поступила от З.К. Вешняковой в 1985 г.

Фотография  групповая на фотографическом бланке «Группа работников Вельского уездного военкомата». Г. Вельск. 1922 г. Фотобумага матовая, картон желтого цвета; печать фотографическая, тиснение, приклеивание. 17,7 х 24 см (фотография), 22,8 х 30,2 см (фотографический бланк). Поступила в декабре 1964 г.

Фотография групповая на фотографическом бланке «Преподаватели вельских техникумов: педагогического, сельскохозяйственного и лесного». Г. Вельск. 1928 – 1932 гг. Фотобумага матовая, картон; печать фотографическая, тиснение, приклеивание. 11,5 х 16,5 см (фотография), 21 х 26 см (фотографический бланк). Поступила от Т.И. Туровой в 2004 г.

Фотография групповая на фотографическом бланке «I слет бригадиров и трактористов Вельской МТС». Г. Вельск. 2 июля 1935 г. Фотобумага матовая, картон; печать фотографическая, тиснение, приклеивание. 12,5 х 17 см (фотография), 19,8 х 24,2 см (фотографический бланк). Поступила от В.И. Сысоевой в 1985 г. 

Фотография на фотографическом бланке «Здание Вельского районного исполнительного комитета на улице Советской в г. Вельске». Г. Вельск. 1932 г. Фотобумага матовая, картон желтого цвета; печать фотографическая, тиснение, приклеивание. 11 х 16 см (фотография), 16,8 х 23 см (фотографический бланк). Поступила предположительно в начале 1950-х гг.

Фотография на фотографическом бланке «Здание Вельского районного комитета ВКП(б) на улице Дзержинского в г. Вельске». Г. Вельск. 1932 г. Фотобумага матовая, картон желтого цвета; печать фотографическая, тиснение, приклеивание. 8,5 х 13,5 см (фотография), 11,6 х 17,2 см (фотографический бланк). Поступила предположительно в начале 1950-х гг.

Фотография «Вельский военный комиссариат». Г. Вельск. 1930-е гг. Фотобумага матовая; печать фотографическая. 11 х 16 см. Поступила в 1959 г.

Солгинский домостроительный комбинат: Как все начиналось
В марте 1946 г. сессией Верховного Совета СССР был принят Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946 – 1950 гг. Коммунистическая партия поставила перед советским народом задачу – восстановить разрушенное войной народное хозяйство, преодолеть последствия войны во всех областях и превзойти довоенный уровень жизни. Первоочередные проблемы, которые необходимо было решить безотлагательно – это обеспечение хлебом и жильем людей, в первую очередь из освобожденных районов. Северные территории нашей страны должны были снабжать лесом промышленные стройки, города и села, разорённые войной.
Московское отделение «Союзтранспроект» разработала документацию по возведению домостроительного комбината в Вельском районе. Руководству Министерства путей сообщения СССР, которое должно было осуществлять строительство, предложено три варианта размещения комбината: в районе д. Филимоновская, д. Якушевская и в устье р. Шадреньга. После проведения изыскательских работ было решено строить комбинат в районе д. Якушевская.
Первые строительные отряды прибыли на территорию района к середине июля 1946 г. Перед строителями стояли сложные задачи: выкатать лес из р. Вель до наступления заморозков, построить жилье, а также построить и пустить в эксплуатацию подъездные пути от станции Солга.
Первым руководителем строительства комбината стал П.А. Кудинов. В ноябре 1946 г. его сменил более молодой и энергичный В.Ф. Байбузенко.
30-го декабря 1946 г. около 6 часов вечера по новому железнодорожному пути прошел мотовоз от ст. Солга до площадки комбината. За 4 месяца, в сложных погодных условиях, было проложено 12 километров железнодорожных путей.
В 1947 г. на территории комбината начали работать первые четыре лесопильные рамы, выпускающие брус, и шпалорезная установка. Пиломатериал круглосуточно перевозили на автомашинах на ст. Солга. Первая продукция комбината пошла на восстановление мостов Белорусской железной дороги. За выполнение приказа Министерства путей сообщения: «Брус. Срочно давайте брус!», коллектив комбината получил первую благодарность.
16 мая 1947 г. первым директором комбината был назначен Я.П. Вавилкин, а инженером К.П. Барсунов. С назначением директора комбината начался новый этап в истории предприятия – формирование коллектива.