С 2008 года 8 июля (25 июня по старому стилю) в России отмечают День семьи, любви и верности, приуроченный ко Дню памяти святых Петра́ и Февро́нии. Современной традицией стало заключение в этот день браков. Как и когда праздновались свадьбы в Вельском уезде до революции?

Таинство брака (венчание) заключалось исключительно в церкви. Православная церковь запрещала венчания во время постов, в том числе во время Петрова поста, который заканчивается 12 июля, в день Петра и Павла. Свадьбы игрались после завершения сельскохозяственных работ: осенью, начиная с Покрова Пресвятой Богородицы, и зимой от Богоявления до Масленицы.

Согласно рукописи П.А. Дилакторского «Свадебные обряды Вологодской губернии», хранящейся в фондах Вельского краеведческого музея, свадебный обряд Вельского уезда Вологодской губернии представлял собой своеобразный спектакль, растянутый во времени на полторы – две недели.

Свадьба начиналась со сватовства невесты. В качестве сватов в семью невесты шли или ехали ближние родственники жениха. Сват одевался в лучшую одежду и, придя в дом невесты, садился на лавку так, чтобы смотреть вдоль половиц («вдоль по полу»), чтобы «дело шло». Если невеста поглянулась, уговаривались о дальнейших действиях: когда поедут смотреть «место». Через два – три дня родители невесты и ближайшие родные ехали смотреть житьё жениха: дом, амбар, хлев со скотом, посуду. Если «место» нравилось, то договаривались о дне «рукобитья», где окончательно уславливались о приданом, сроках свадьбы и венчания в церкви. «Рукобитье» проходило в доме невесты. Родители жениха и невесты благословляли молодых иконой и караваем хлеба.

В период между рукобитьем и свадьбой обе семьи готовились к предстоящей свадьбе: варили пиво, закупали провизию, шили невесте обновы и подарки жениху. Накануне свадьбы жених с родными ехал в дом невесты, где их встречали песней девицы, подруги невесты. Гостей усаживали за стол, а невеста просила подружек с ней «гулять, красоватися». После прогулки девушек по деревне жених с невестой обменивались подарками. Жених уезжал, а невеста прощалась со своей родней и подругами, одаривала всех подарками. Затем невеста обходила избы родственников-односельчан и приглашала на свадьбу. После этого мылась в бане, что имело сакральный смысл «очищения».

В день свадьбы в доме жениха принимали родных, жених просил у родителей благословления. Отец благословлял его иконой, а мать караваем хлеба. После этого ехали к дому невесты.

Утро венчального дня начиналось с длительных причетов невесты, после которого она обращалась за родительским благословлением. Затем жених с невестой и родные уезжали в церковь на таинство венчания. После венчания молодые направлялись в дом жениха, где их встречали в сенях и осыпали зернами ячменя и овса для «богатой жизни» новобрачных. На другой день молодая подносила свекрови ковш с водой, говоря: «Пей, маменька, воду слаще меду!». Затем садилась за прялку прясть шерсть, чтобы в доме овцы водились. И только после этого молодожены и их родные ехали на «хлибяны» к теще.

Вельский краеведческий музей поздравляет вельчан и гостей города с праздником – Днём семьи, любви и верности и желает всем семейным парам любви и согласия!

На фото: Девичий свадебный головной убор «Подчелок». Вельский уезд. ХIХ век. Из фондов Вельского краеведческого музея.

Дополнительная информация

Яндекс.Метрика