6 августа 2020 г. – знаменательный день для города Вельска. Вновь открывается регулярное авиасообщение. Теперь можно быстро добраться из Вельска до  Архангельска  и Вологды. Давайте вспомним, как развивался аэропорт в Вельске.

74 года назад, летом 1946 г., началось строительство Вельского аэропорта, а осенью этого же года была готова площадка для приема и выпуска самолетов типа «ПО-2». Первым начальником аэропорта был Петр Григорьевич Пономарев – участник Великой Отечественной войны. Полет до Архангельска длился 6 часов, стоимость билета  составляла 250 руб. Но полеты часто срывались из-за капризов погоды. Через 2 года аэропорт закрыли как нерентабельный.

В 1948 г. в Вельском районе была организована охрана лесов от пожаров при помощи самолетов. При обнаружении пожара членом экипажа самолета составлялось донесение с описанием площади пожара и передачей в ближайший пункт леснику. Впоследствии охрана лесных массивов осуществлялась самолетами «АН-2», на их борту находились парашютисты, которых сбрасывали к месту лесного пожара.

По просьбе вельчан в 1959 г. вновь открываются полеты на 12-местном самолете «АН-2» по маршруту Вельск – Шенкурск – Березник – Архангельск. Продолжительность рейса составила 2 часа 30 мин. В этот период времени началось строительство взлетно-посадочной полосы для самолетов «ЛИ-2». И уже через год 20 июня 1960 г. первый 24-местный «ЛИ-2» приземлился в Вельском аэропорту. Пилотировал его В.И. Киселев, заслуженный пилот СССР. С 1 июля 1960 г. рейсы по маршруту Вельск – Березник – Архангельск стали ежедневными, время в пути сократилось до 1 часа 50 мин. Кроме пассажиров «ЛИ-2» перевозил грузы и почту. В 1963 г. началось строительство авиаплощадок внутри района. С 1965 г., после проведения  необходимых работ на взлетной полосе, из Архангельска в Вельск начал курсировать 32-местный самолет «ИЛ-14», который преодолевал расстояние за полтора часа.

С 1967 г. вельчане имели возможность летать  самолетом в Москву, а через 3 года – в Ленинград. В 1970 г. вельские авиаторы приняли первый «АН-24», который вывез груз из Вельска в Карпогоры, и той же зимой был принят ЯК-40. Первые пассажиры были доставлены на «ЯК-40» из Вельска в Архангельск за 40 минут. В 1979 г. был сдан в эксплуатацию новый комплекс аэропорта, в том числе служебно-пассажирского здания с пропускной способностью 50 пассажиров в час.

С 1982 по 1993 г. начальником аэропорта был Игорь Тимофеевич Звягин. Под его руководством значительно укрепилась материально-техническая база предприятия, расширилась география воздушных пассажирских и грузовых перевозок. А затем пришли тяжелые времена. Закрывались заводы и предприятия, в том числе были прекращены и регулярные пассажирские рейсы.

Вельчане очень рады возобновлению работы аэропорта. Пусть география полетов расширяется, и каждый полёт будет добрым и благополучным.

На фото: фрагмент фриза экспозиции «Вельский уезд/район в 1917-1964 гг.: история и судьбы».

Дополнительная информация

Яндекс.Метрика