Warning: Use of undefined constant HTTP_USER_AGENT - assumed 'HTTP_USER_AGENT' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/u1398670/data/www/vel-museum.ru/templates/beez_20/index.php on line 1
От графства Стаффордшир до Вельского уезда

История экспоната, представленного в зале «Уездный город Вельск на рубеже XIX – XX вв.» экспозиции «История Поважья с древнейших времен до начала ХХ века» началась почти за полвека до его изготовления...

Эта суповая тарелка с интересным рисунком на зеркале (дне) привлекает внимание многих гостей музея среди предметов быта позапрошлого века. Ее декор был введен в производство фаянсовой посуды в Англии в середине XIX в. Фирма «Дж. Л. Эшворт и братья», расположенная в графстве Стаффордшир, активно выпускала тарелки с аналогичным рисунком. Он получил свое название – «Acropolis» («Акрополь»). Акрополь – крепость, центральная укрепленная часть древнегреческого города, обычно расположенная на холме. Именно эти здания хорошо узнаваемы в декоре тарелки.

Такой способ печати рисунка на тарелке, получивший название подглазурной, был изобретен во второй половине XVIII века в Англии. На обожженное, но не покрытое глазурью изделие (белье), накладывались специальные листы тонкой бумаги с нанесенным рисунком, и затем изделие вместе с бумагой обжигалось при температуре 600-800 градусов. Выгорание масляной составляющей краски позволяло глазури равномерно распределиться по поверхности изделия. Сплошное покрытие печатным декором стало отличительной чертой английского фаянса этого типа. Подобный тип декорирования изделий позволял значительно упростить процесс изготовления, сократить время производства и, главное, сделать товар еще более дешевым в отличие от изделий с ручной росписью или накладным рельефом.

Такое производство фаянсовой посуды вызывало интерес российских производителей, но, несмотря на большие достижения в технологическом плане, данный тип декора очень долго не удавался русским мастерам. Спустя век со дня изобретения подглазурной печати наши керамисты, осваивая новую технологию, подражали англичанам. Вот и данная тарелка, изготовленная на известной фабрике товарищества Матвея Сидоровича Кузнецова в 1889 ‒ 1917 гг., по своему декору стала почти близнецом тарелок завода Дж. Л. Эшворта и братьев. На ней четко видны технологические особенности производства в виде полос – мест соединения бумаг, с которых переносился декор.

Благодаря освоению нового метода удалось не только потеснить англичан на российском рынке, но и удовлетворить потребности в дешевом фаянсе всех слоев российского общества: мещан, купцов и зажиточных крестьян.

Данный экспонат поступил в фонды Вельского музея от Серафимы Петровны Баевой, жительницы д. Палкино Липовского с/с Вельского района в 1971 г.

На фото:
1. Суповая тарелка с декором «Акрополь». Россия, фабрика товарищества Матвея Сидоровича Кузнецова, 1889 ‒ 1917 гг. Фаянс; подглазурная печать. Из фондов Вельского краеведческого музея.
2. Фрагмент декора суповой тарелки с декором «Акрополь». Из фондов Вельского краеведческого музея.

Дополнительная информация

Яндекс.Метрика